ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЭМ: «КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ?»

Буллинг (школьная травля) – очень сложная и болезненная тема для всех участников образовательного процесса. От травли не спасает «престижность» образовательного учреждения, хороший ремонт, организационные новшества и самые современные программы.

Ситуации буллинга в образовательном учреждении способствуют стрессовому состоянию всех участников учебного процесса и особенно детей.  Ребенок, подвергшийся буллингу испытывает, прежде всего, унижение, полную беспомощность. Его охватывают чувства безысходности, безнадежности, отчаяния. «Жертвой буллинга» овладевает страх перед встречей с обидчиками, перед новыми мучениями и издевательствами. Им овладевает стыд за свою беспомощность и унижение. В результате чего наступает деформация личности, стагнация, проявляющиеся в снижении самооценки, формировании отклоняющегося поведения (самоповреждающее поведение, депрессивное состояние, расстройство поведения зависимость от алкоголя, никотина, наркотиков и др.). В дальнейшем такие дети могут и сами стать участниками издевательств над другими людьми, быть вовлеченными в преступления насильственного характера. Психологическая травма, нанесенная ребенку, истощает детскую психику, не дает возможности сконцентрироваться на учебной деятельности, снижает учебную мотивацию, любознательность, препятствует продуктивности в работе, развитию способностей, возможности самореализоваться в жизни.

Как справедливо отмечает в своем методическом пособии для школьников «Травли.NET» Л.В. Петрановская, «Ситуация травли в классе и в школе погружает в стресс всех детей, ведь если у нас так можно, если травля – в порядке вещей, часть обычной жизни, значит, нельзя быть уверенным, что завтра этого не сделают со мной, нельзя расслабиться ни на минуту. Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству».

С целью повышения компетенции педагогов-психологов общеобразовательных учреждений по выявлению и разрешению ситуаций травли в школе 21 декабря 2022 года состоялся городской психологический слэм для педагогов-психологов муниципальных бюджетных образовательных учреждений на тему: «Как остановить травлю в школе?» (далее – Слэм).

Слэм – это действенный инструмент, посредством которого специалисты могут обмениваться опытом, узнавать что-то новое и намечать пути решения кризисных ситуаций и проблем, с которыми сталкивается обучающийся.

В ходе проведения Слэма педагоги-психологи были разделены на команды в результате участия в командообразующем тренинге. После чего каждая команда совместно с координатором разрабатывала проекты по следующим темам:

— алгоритм действий при выявленном психологическом буллинге;

— антибуллинговая хартия;

— психологическая профилактика буллинга в классных коллективах;

— психологическая диагностика психологического буллинга.

По итогам Слэма представленные проекты рекомендованы к внедрению в образовательные учреждения с целью проработки и разрешения кризисных ситуаций психологического буллинга. Участники на протяжении рабочего времени получили как теоретические знания, так и с помощью интерактивных технологий применяли эти знания на практике в рамках моделируемой ситуации.

 

Материалы

Сертификаты

Проекты