21 февраля 2023 года состоялся городской семинар для социальных педагогов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений на тему: «Содержание профессиональной деятельности социального педагога образовательной организации» (далее – Семинар).
На семинаре выступали с докладами ведущие специалисты отдела СПП и сопровождения ТПМПК, а также руководитель районного методического объединения социальных педагогов Советского района.
Были рассмотрены приоритетные направления деятельности социального педагога в образовательных учреждениях, определяющиеся проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания учащихся:
— маркеры отклоняющегося поведения учащихся «группы риска»;
— основы психопрофилактики социального благополучия, формирования семейных ценностей детей и подростков;
— взаимодействие социального педагога с классным руководителем общеобразовательного учреждения по сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (интерактивная работа в командах-работа с кейсами);
— создание системы социально-психолого-педагогической поддержки как фактора социализации, саморазвития самореализации школьников;
— о необходимости сотрудничества социального педагога с администрацией ОУ, педагогом-психологом, учителями, семьями, ближайшими родственниками, другими учреждениями;
— о направленности и создании условий в ОУ, которые необходимы для успешного развития учащихся;
— о создании обстановки безопасности, психологического комфорта учащихся как в ОУ, так и дома.
В ходе проведения Семинара применялась интерактивная форма работы с социальными педагогами:
Кейсовые задания по проблеме взаимодействия социального педагога с классным руководителем общеобразовательного учреждения по сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении. Участники были разделены на 4 группы и совместно с координатором разрабатывали алгоритм «Взаимодействия» по следующим темам: аддиктивное поведение подростков; физический и психологический буллинг; делинквентное поведение; адаптация детей-мигрантов к социуму.
Ознакомительный тренинг «Семьяведение» способствовал повышению знаний, мотивации участников в решении проблем современной семьи, на основе психологии и педагогики семейных отношений; формированию конкретных профессиональных умений, навыков; на основе современных исследований и социальных технологий оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
Социальным педагогам предлагалось практическое задание на определение вида отклоняющегося поведения, что позволило участникам познакомиться с маркерами девиаций.
Данная форма интерактивного взаимодействия спикеров с участниками Семинара позволила активно использовать проблемно-ситуационный анализ, обучение социальных педагогов способам решения конкретных задач – ситуаций.
По итогам Семинара наиболее эффективный практический опыт работы вошел в методологическую копилку профессиональной деятельности социальных педагогов образовательных организаций.